Главная  
  История  
  Стили  
  Школа  
  От А до Я  
   Наши питомцы  
  Магазин бонсай  
  Ссылки  
  Форум  
 

 

 
 
 
Японские стили бонсай

      Согласно многовековым японским традициям сложились определенные классические стили бонсай, ориентирующиеся на внешний вид естественно произрастающих деревьев.
Разумеется, каждое растение обладает специфическими признаками, совокупность которых определяет его ярко выраженную индивидуальность. Благодаря именно этим качествам бонсай производит незабываемое впечатление.


Метлообразный стиль (хокидати)
     Стиль легко формирующийся, основной принцип которого - абсолютно правильный ствол с ветвями, расположенными в виде веера, зонтика, метлы. Классический вариант бонсай формируется в результате прищипки верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Когда пробуждаются почки, образуется У-образная форма кроны. В дальнейшем ветви прищипываются, что и создает искомую форму кроны. Для данного стиля наиболее пригодны лиственные виды деревьев, имеющие в природе раскидистую, широкую крону. одходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб.
В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол — строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона — сферическая и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку. 

Вертикальный стиль (моёги, татики)
     Классический стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно распределенными по сторонам корнями. Дерево имеет идеально прямой ствол, конусообразно сужающийся по направлению к вершине, четко различаются передняя и задняя стороны. При рассмотрении миниатюрного деревца указанной формы спереди можно увидеть ветви, отходящие от ствола попеременно влево и вправо. Как правило, ветви растут горизонтально, несколько провисая. Самая нижняя ветвь должна быть и самой сильной, а ветви, следующие по направлению к верхушке, должны постепенно становиться все более тонкими. Исходя из направления ствола миниатюрного деревца, различают "строго прямую форму" (тёккан), когда бонсай имеет идеально прямой ствол, и "свободную вертикальную форму" (моёги, татики), при которой ствол изменяет несколько раз направление роста, т.е. совершает своего рода "движения". Данный стиль характерен, в основном, для различных видов хвойных растений. Подходит практически для всех видов деревьев. Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

Наклонный стиль (сякан)
     Ствол наклонен в определенную сторону. В остальном формирование бонсай проходит аналогично формированию вертикальной формы, с горизонтальными или слегка провисающими ветвями, которые расходятся от ствола влево и вправо попеременно. Деревья, выполненные в этом стиле, символизируют сопротивление ветру. Подходит для большого количества видов.
Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола — уходят в землю.

Стиль сдвоенного ствола (сокан)
быть сильным и большим, второе - маленьким и тонким. Ветви расходятся горизонтально, образуя общую крону. Этот стиль нередко называют "отец и сын" или "близнецы". Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один — гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется «вилка», которая не вписывается в стиль бонсай. 

Многоствольный стиль (кабудати)
     Несколько деревьев, в основном нечетное число, растут от одного корня. Стволы различаются по размерам и толщине: у самых маленьких - тонкие стволы, у более крупных - потолще и покрепче. Этот стиль подходит для всех видов деревьев. Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем «сдвоенный ствол», но здесь речь идет о трех или более стволах


Плотообразный стиль (икада)
Этот стиль напоминает положение дерева, упавшего в болото. Его нижние ветви ломаются или погружаются в болотистую почву, а торчащие ветви начинают расти, превращаясь в разновеликие деревца. Со временем старое дерево сгнивает, а молодые деревца образуют собственные кроны. Подходит для всех видов деревьев. Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется 


Лесной стиль (ёсе-уэ)
Многоствольный стиль, имитирующий миниатюрный лес. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Для усиления перспективы задние деревья с густыми нижними ветвями и плотной кроной размещают более компактно, у передних оставляют открытые стволы с разреженной кроной.
Главное дерево сажают впереди, по обе стороны и немного позади от него располагают два других высоких дерева. Неровный рельеф поверхности почвы, камни, дополнительные низкорослые растения делают композицию более естественной.


Каскадный стиль (кенгай)
Стиль имитирует горные растения, ниспадающие с отвесных круч. Его характерная особенность - ствол, круто наклоненный по отношению к глубокому контейнеру, мощные, ярко выраженные корни. Верхушка ствола спускается ниже основания контейнера. При полукаскадном стиле (хан-кенгай) верхушка ствола доходит до середины контейнера. Высокие контейнеры визуально создают эффект устойчивости композиции. Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами. Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам — из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль «каскад», созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля «каскад» здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.


Литературный стиль (бундзиндзи)
Литературный стиль характеризуется своеобразным стройным и длинным,
нередко изогнутым стволом, форма которого напоминает каллиграфический знак. Весьма немногочисленные ветви размешаются в верхней трети ствола. Дерево помещают в очень маленький и яркий контейнер. Крона должна быть правильной по форме и разветвленной скорее в ширину, чем в высоту. Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев. Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.